Блог

Кто не помнит прошлого — у того нет будущего. История отделения архитектуры и дизайна на 5-я Кожуховской.

Пусть внемлет, слух имеющий и разум…
Скажу о самом важном: расступилась завеса лет,
скрывающая суть великих дел и помыслов отважных!

Структурному подразделению № 2 Колледжа Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга № 26, что находится в районе Южного порта на 5-й Кожуховской улице, уже 84 года.

В 30-е годы прошлого века вся страна превратилась в гигантскую стройку. Не исключением была и наша столица, городское хозяйство которой все время расширялось. Но чтобы строить, нужны хорошие специалисты, а их в городе катастрофически не хватало. Для решения этой проблемы создаются средние специальные учебные заведения. Так и появился в сентябре 1930 года Строительный техникум № 1, который в течение семи лет входил в состав учебного комбината Мосгорисполкома, а в 1937 году его выделили в самостоятельное учебное заведение — Строительный техникум Моссовета.

С 1932 по 1954 гг. техникум располагался в здании церкви на Ульяновской улице, дом № 10 (ныне ул. Николоямская, д. 18), которое было малопригодно для учебного процесса (в нем можно было разместить только 12 аудиторий). С каждым годом увеличивалось число учащихся и приходилось занимать дополнительные площади в близлежащих школах.

С 1954 г. по решению Московского городского Совета депутатов трудящихся было построено новое учебное здание в Пролетарском районе города Москвы по улице 5-я Кожуховская, д. 26. И сегодня наше структурное подразделение прописано по этому адресу.

Техникум в те годы возглавляла Панфиленко Т.Ю., по инициативе которой в 1957 году в строй вступает еще один 3-этажный учебно-лабораторный корпус, соединенный с основным зданием крытым переходом.

В годы первых пятилеток и Великой Отечественной войны техникум не прекращал работу ни на один день. Здесь готовили техников-строителей по гражданскому строительству, отоплению и вентиляции, водопроводу и канализации, техников-геодезистов по дорожному строительству и гидротехническим сооружениям.

В послевоенные годы подготовка техников-строителей велась в основном по трем специальностям: техник-строитель, техник-сантехник и техник-плановик.

В 1963 г. Строительный техникум Моссовета был переименован в Техникум городского хозяйства и строительства Моссовета.

С 1980 до 2005 года учебным заведением руководил заслуженный учитель, замечательный педагог, воспитатель и администратор – Александр Давидович Гуревич, недавно ушедший из жизни. Александр Давидович родился 9 ноября 1931 года в семье инженера-строителя. Вырос и всю сознательную жизнь прожил в городе Москве. В 1950 году окончил среднюю школу и поступил в Московский институт инженеров городского строительства на факультет теплогазоснабжения и вентиляции, который окончил в 1955 году. По окончании института получил квалификацию инженера-строителя, а затем 40 лет жизни отдал техникуму.

Вспоминая далекие 60-е годы, нельзя не вспомнить и то, что комсомольскую организацию техникума тогда возглавлял молодой учитель физики Никита Юрьевич Андриевич, — человек из писательской среды, высокой культуры, прекрасный организатор, умеющий найти «изюминку» в каждом молодом человеке. Комитет комсомола как магнитом притягивал молодежь. Именно в те годы начинает работу Клуб Интернациональной Дружбы, на базе которого открываются: секция переписки со сверстниками из ЧССР, Латвии, Литвы и Эстонии, кружок изучения чешского языка, фотокружок, музыкальный кружок с национальным уклоном. Изготавливаются типографские бланки и членские билеты, нагрудные знаки. Фотокружок возглавляет очень талантливый человек, преподаватель строительных дисциплин В. Никифоров. Высокохудожественные работы кружка демонстрируются на крупных выставках города, во время районных и городских комсомольских конференций. Организуются туристические походы в Молдавию, республики Кавказа. Андриевич Н.Ю. впоследствии занялся режиссурой и искусствоведением.

Педагогический коллектив техникума постоянно занимался вопросами эстетического воспитания, пытаясь организовать художественное творчество молодежи, прививая ей хороший художественный вкус.

С 60-х годов в техникуме начал работу драматический кружок, которым руководили в те годы молодые тогда актеры: Е. Супонев (театр Советской Армии), Т. Лукьянова (театр на Таганке), Л. Данчевский (театр Моссовета). Они ставили спектакли, готовили литературно-музыкальные композиции, организовывали встречи с известными актерами, привлекали ребят к посещению театров и кинотеатров.

С юношами и девушками, желающими заниматься хоровым пением, много лет плодотворно работала педагог пения Лазарева Н.Х. и концертмейстер Т. Титаренко. И вся воспитательная работа в те годы проводилась при активном участии педагога-энтузиаста Макеевой Людмилы Николаевны, которая проработала в учебном заведении до 2008 года, а сейчас находится на заслуженном отдыхе и является частым гостем колледжа.

Направления работы, заложенные в 60-80-е годы, ее высокий уровень, продолжили поколения 90-х и двухтысячных. Художественная самодеятельность вышла на более высокий уровень. Коллективы художественной самодеятельности техникума, а затем уже и Колледжа городской инфраструктуры, экономики и права стали участниками сборных концертов в Колонном зале Дома Союзов, Дворце Молодежи, ГЦКЗ Россия, ЦДКЖ, концертных залах Петербурга, Пскова и многих других.

Активной пропагандой изобразительного искусства в учебном заведении занимались такие преподаватели, как М.М. Гаврилов (член Союза архитекторов) и Р.С. Требукова.

В техникуме в послевоенные годы было много преподавателей-фронтовиков. Их всех знали и любили. Знали подробности их боевого пути и военных заслуг. До сих пор в колледже существует стенд с портретами преподавателей: Черновой И.Е., Бартоня Н.Э., Кирпичниковой В.Д., Лившица П.И., Поляковой Н.К., Князькова В.В., Гуткиной Л.И., Бедняковой Н.П., Уткиной Б.М., Стецовской О.Г., Зеликман Ф.Д., Суровой А.Г., Агафоновой В.Н., Антонова Н.П. и Когана. Перечисляем их всех поименно – слишком много в учебном заведении связано с этими людьми, очень много сделали они для техникума, поэтому, каждое новой поколение студентов, в первую очередь, знакомится с их славной биографией.

Вот только один из примеров – Игорь Ефимович Чернов, преподаватель строительных дисциплин, который во время Великой Отечественной войны был начальником инженерных войск 10-й Гвардейской армии, которая прошла с боями от Подмосковья до Прибалтики. Герой войны, десантировался на парашюте в тыл к немцам с мешком, в котором были магнитные мины (прообраз героя фильма «Вызываем огонь на себя»). Впоследствии в журнале «Октябрь» была опубликована его повесть «Саперы». По инициативе Игоря Ефимовича в техникуме был создан Музей боевой славы 10-й Гвардейской армии, который на многие годы объединил ветеранов этого крупного воинского подразделения со всех уголков СССР. К сожалению, во время капитального ремонта (с отселением) в 1988-91 гг., сохранить музей полностью не удалось.

Много интересных встреч проходило в стенах здания на Кожуховской. С космонавтами Джанибековым В. и Климук П.; писателями – братьями Вайнерами, Словиным Л., Хруцким Э, Понизовским В.; заслуженным мастером спорта В. Старшиновым; актерами – И. Макаровой, Л. Ярмольником, К. Желдиным, выпускником нашего техникума актером Михаилом Ножкиным и многими другими известными людьми.

Техникум учил и учился, участвовал в культурно-массовых мероприятиях, занимался техническим творчеством, участвовал в спортивных соревнованиях, готовился к защите своей Родины и побеждал в соревнованиях и олимпиадах!

В 1984 году за высокий профессионализм в подготовке высококвалифицированных специалистов и отличную воспитательную работу техникуму, как лучшему учебному заведению системы Мосгорисполкома, вручили переходящее Красное Знамя. С тех пор знамя не покидало стен учебного заведения.

В связи с открытием новых специальностей («Правоведение», «Менеджмент» и «Государственное и муниципальное управление»), в том числе, повышенного уровня, в 1993 году техникум получил статус Колледжа, и был переименован в ГОУ Колледж городской инфраструктуры, экономики и права (КГИЭиП).

В 2005 году на основании Постановления Правительства Москвы КГИЭиП вошел в состав ГОУ СПО Строительный колледж №26. Наряду с ним в состав вновь образованного образовательного учреждения вошли 5 учебных заведений начального профессионального образования.

В 2014 году, после очередной реорганизации, на площадке структурного подразделения осталось два отделения: архитектура и дизайн (по отраслям).

За 83 года существования образовательного учреждения из его стен вышла целая «армия» квалифицированных специалистов для городского хозяйства и строительной отрасли города Москвы, а также: прекрасных юристов, менеджеров и специалистов государственного и муниципального управления.

Строительные профессии, и примыкающие к ним архитектура и дизайн, являются сегодня, пожалуй, самыми актуальными и необходимыми для Москвы и москвичей. Любовь к профессии и своему образовательному учреждению вдохновила студентов и преподавателей колледжа к написанию собственного гимна, в котором есть такие слова:

Структурное подразделение № 2 сегодня – это современные учебные кабинеты и лаборатории, что позволяет проводить занятия на высоком профессиональном уровне, моделировать конкретные производственные ситуации, приближая образовательный процесс к реальным условиям работы.

Традиционно крепким является производственное обучение, проходящее в хорошо оборудованных мастерских структурного подразделения № 6 по адресу: ул. Трофимова, д. 27, а также на предприятиях города. В подразделении имеется укомплектованная новейшей литературой библиотека, светлый и просторный спортивные и тренажерные залы, открытые спортивные площадки для игры в теннис, волейбол и баскетбол, медицинский кабинет, и, конечно же, прекрасный современный актовый зал. Здесь ВСЕ и ВСЁ вокруг устремлено на то, чтобы помочь студентам приобрести прочные и глубокие теоретические знания, практические умения, воспитать у них чувство ответственности за свою работу, а также «воспитать настоящих мужчин, на которых можно положиться».

В подразделении на Кожуховской царит общая атмосфера доброжелательности, уважительного отношения к каждой личности. Поэтому, не случайно, многие наши выпускники связали с ним свою дальнейшую жизнь, и сегодня передают свои знания новым поколениям студентов.

Наше подразделение даёт не только основательные знания по программам СПО, но и с первых дней вовлекает студентов в проектную деятельность, а также в активную общественную жизнь коллектива. Наряду с учебной деятельностью, в структурном подразделении № 2 большое внимание уделяется воспитательной работе. Ключевыми компетенциями воспитательной работы колледжа стали следующие: саморазвития и самосовершенствования, коммуникативная, информационная, политико-социальная и межкультурная, проектная.

Детям хочется скорее повзрослеть. Подросткам – скорее стать самостоятельными и независимыми. В подразделении стараются не подавлять это стремление, а развивать его, воспитывая чувство ответственности за любые свои действия или поступки.

Реализовать, «примерить на себя взрослую жизнь», позволяет принятое в подразделении студенческое самоуправление, которое осуществляется в рамках деятельности Студенческих советов структурных подразделений. Ребята ценят то доверие, которое им оказывают взрослые, в свою очередь, помогая классным тьюторам и администрации колледжа прийти к единственно правильному решению. В 2014 году на базе подразделения создано Открытое Сообщество Архитекторов (ОСА), куда входят все студенты и преподаватели и администрация, в рамках которого решаются все важные и насущные вопросы — решаются коллегиально, с учетом мнения и интересов всего коллектива.

Корней и кроны полушарья

Соединяет ствол, как мост…

Присмотришься — да это мозг!

Задумаешься — не душа ли?

Начиная с первого курса, студенты подразделения привлекаются к научно-экспериментальной работе и проектной деятельности, которая способствует интеллектуальному развитию, помогает выявить наиболее одаренных ребят, расширить их знания, развить интерес к изучению как гуманитарных, так и дисциплин специального цикла, способствовать развитию познавательной творческой активности.

В колледже понимают, что только самостоятельная деятельность позволяет каждому сделать свое маленькое открытие, сближает обучающегося и наставника, создает атмосферу сотрудничества, соответствует личности наставника и способностям студента.

Одним из видов научно-экспериментальной работы является разработка бизнес-планов и проектов, имеющих практическое значение, с последующим внедрением их в реальную среду города, колледжа. Реальные разработки, совместная деятельность над их выполнением сближает преподавателей и обучающихся, поэтому с ребятами сохраняются добрые отношения и после окончания колледжа.

Эта работа позволяет подразделению вот уже несколько лет подряд участвовать в конкурсах на лучшую проектную работу обучающихся, в городских и международных выставках. А совместное научно-исследовательское творчество преподавателей и студентов в рамках ОСА – наиболее эффективный, проверенный путь раскрытия талантов, становление исследователя.

Анализируя свою деятельность, сотрудники подразделении пришли к выводу, что успех может быть обеспечен только при наличии целого комплекса составляющих: индивидуальной траектории развития каждого студента; заинтересованности студентов в своей учебе и работе; тьютора (и) или преподавателя-энтузиаста!

Именно преподаватели-энтузиасты поддерживают дух азарта и соревнования, присутствующий в подразделении. Это проявляется, прежде всего, в художественно-эстетической деятельности.

Здесь каждый может найти занятие по душе, будь то в кружке художественной самодеятельности или в творческой студии, компьютерном клубе или литературно-этнографическом объединении, кружке инкрустации и маркетри, театральной или вокальной студиях, в студии фотографии или декоративно-прикладного искусства, и др.

Такая работа рождает многоцветье КВНов, творческих вечеров, праздничных концертов, вечеров отдыха, игровых конкурсов, многочисленных выставок-конкурсов и т.д. Вообще настоящему искусству у нас знают цену: участие в студенческом театре, вокально-инструментальном ансамбле поощряется – все это сближает, сплачивает коллектив, позволяет раскрыть таланты, почувствовать свою принадлежность к большой студенческой семье. Разве это не одно из действенных средств воспитания истинного патриотизма, любви к родному учебному заведению, дающему ребятам не только специальность, но и добрую путевку в жизнь?

С первого курса студентам нашего структурного подразделения внушают:

Ты должен знать свое тело. Знать и любить.

Самое первое дело – в мире с ним жить.

Сделай его сильным, сделай его быстрым,

Сделай его, сделай его чистым!

Особое внимание у нас уделяется спортивно-оздоровительной работе. Не каждый учебное заведение может гордиться тем, что в течение 10 лет организацией физического воспитания в нашем учебном заведении занималась Олимпийская чемпионка XXII зимних Олимпийских игр в Инсбруке (1976 г.), четырехкратная рекордсменка мира по конькобежному спорту, серебряный призер чемпионатов мира в многоборье, заслуженный мастер спорта – Степанская Галина Андреевна.

Сегодня подразделение располагает современным спортивным и тренажерным залами и открытыми спортивными площадками, арендует бассейн. Помимо учебного предмета, в подразделении работают спортивные секции: по футболу, волейболу, баскетболу, теннису, вольной борьбе, спортивной гимнастике и аэробике.

Студенты активно и успешно участвуют в городских соревнованиях, являются неоднократными призерами районных и городских соревнований по футболу, волейболу, баскетболу, настольному теннису, плаванию, лыжам и другим видам спорта.

И, наконец, завершающим этапом процесса обучения в подразделении является итоговая государственная аттестация, которая позволяет осуществлять всесторонний контроль полученных компетенций, приобретенных посредством междисциплинарных связей, обусловленных ФГОС. Работа над программой междисциплинарных связей строится на основе гуманизации учебного процесса, формирования и развития духовных и моральных ценностей, воспитания этических норм общения, что является залогом успеха будущего специалиста.

Ежегодно около 250 студентов покидают стены нашего подразделения, чтобы:

…стоять, склонясь над чертежами, на стройплощадке на ветру,

объяв влюбленными глазами осуществленную мечту.

Выпускников нашего подразделения отличает хорошая профессиональная подготовка. Большинство из них смогли проявить настойчивость и занять твердые жизненные позиции в непростых экономических и социальных условиях, благодаря тому, что колледж воспитал в них такие качества, как трудолюбие, ответственность, отзывчивость, сострадание, уважение, толерантность. Получаемые от организаций и предприятий отзывы характеризуют наших выпускников как профессионально грамотных специалистов.

Добрые традиции, накопленные в нашем подразделении на протяжении многих лет, не забываются выпускниками, наверное, поэтому они приходят к нам в гости каждый год 25 января – в День встречи выпускников и приводят сюда на учебу своих детей и внуков. Приводят в этот большой и гостеприимный Дом. А дом – он ведь там, где твое сердце.

Современные требования, предъявляемые к выпускникам, определяют и основные направления работы структурного подразделения № 2 26 КАДРА: укрепления материально-технической базы, приведение учебно-методического обеспечения в соответствие с требованиями ФГОС четвертого поколения, создание условий для обучения и развития каждого студента.

Решение всех этих проблем невозможно без главного в любом учебном заведении – педагогов, тьюторов, психологов, администрации и далее по списку – всех сотрудников подразделения.

В последние годы инженерно-педагогический коллектив подразделения заметно омолодился, но у нас с благодарностью относятся к тем преподавателям, которые отдали многие годы педагогической деятельности нашему учебному заведению и по сей день работают с вдохновением и творчески.

История выпуска Кожуховцев

Строительный техникум №1

Год

Дневное отделение

Вечернее отделение

Заочное отделение

Экстернат

1931 — 1940

1 057

266

1941 — 1945

219

1946 — 1955

1 396

85

Всего

2 672

351

Техникум городского хозяйства

и строительства

1956 — 1966

1 803

1 128

1967 — 1977

2 377

1 659

1978 — 1984

1 956

1 411

1985 — 1992

2 463

1 642

Всего

8 599

5 840

Колледж городской инфраструктуры, экономики и права

1993 — 2004

2 482

Всего

2 482

ГОУ и ГБОУ Строительный колледж № 26

2005 — 2007

748

72

2008 — 2010

742

108

2011 — 2014

609

231

Всего

2 099

411

Колледж Архитектуры, Дизайна

и Реинжиниринга № 26

2015 (планируемый)

69

50

1931- 2014

15 921

6 282

ИТОГО = 22 203 человека!!!